Муниципальные проекты в области энергосбережения
<< Назад
Система индукционного уличного освещения микрорайона нагорный г. Кунгур
История проекта началась с того, что «Пермэнергосбыт» предложил всем муниципалитетам Прикамья свои услуги по модернизации уличного освещения. Первыми откликнулись власти Кунгура.
Целью проекта стало несоответствие нормам освещенности СНиП дорожного полотна в микрорайоне Нагорный являлось причиной частых дорожно-транспортных происшествий. Устаревшая система освещения не позволяла улучшить ситуацию. Исходя из этого, администрацией г. Кунгура была поставлена задача по комплексной реконструкции и расширению системы освещения микрорайона.
Будущая система должна обладать низким энергопотреблением, быть дистанционно управляемой, включать современное, надежное, экономичное светотехническое оборудование.
Комплексный проект реконструкции уличного освещения микрорайона был разработан Группой компаний «Развитие». Инвестором проекта выступило ОАО «ПермЭнергоСервис» на условиях возврата городом инвестиций в течение последующих 3-х лет. Общая стоимость проекта – порядка 15 млн. рублей.
Комплекс работ по проекту включал:
- замену 15,5 км СИП кабеля,
- установку 80-ти дополнительных 10-ти метровых опор освещения,
- монтаж 409 единиц индукционных светильников ITL-SF001 120W(297 шт.) и ITL-SF001 150W (112 шт.) мощностью 120 и 150 Вт соответственно,
- внедрение системы диспетчеризации – АСКУЭ (автоматизированная система контроля и учета электроэнергии).
Процесс реализации проекта регулярно курировался городскими властями. Приемка системы и пуск ее в эксплуатацию происходили под личным контролем главы города господина Кокшарова.
Особенности системы:
- Удаленное управление и мониторинг через Интернет
- Включение/выключение светильников пофазно;
- Время и интенсивность освещения – с учетом сезонности, географического месторасположения, времени восхода/заката солнца;
- Мгновенное оповещение диспетчера о несанкционированном вмешательстве в систему (хищение электроэнергии, повреждение светильников, обрыв кабеля);
- Формирование отчетов по общему энергопотреблению всей системой, конкретным участком или группой из 3-хсветильников;
- Не требующие ремонта и замены экономичные индукционные светильники ITL со сроком службы 20 лет.
В результате реализации проекта город получил надежную автоматическую энергоэффективную систему уличного индукционного освещения, которая позволила:
- снизить затраты на освещение на 67%;
- привести в соответствие нормам СНиП уровень освещённости всех улиц микрорайона
- снизить уровень преступности в темное время суток
- повысить лояльность и ценность горожан к месту проживания – микрорайону Нагорный
- увеличить инвестиционную привлекательность микрорайона Нагорный для застройщиков
- сократить количество ДТП на дорогах
Ещё одним положительным моментом сотрудничества с ОАО «Пермэнергосбыт» стала рассрочка платежа не только на саму систему и материалы, но и работы. Альтернатива - единовременная выплата 15 млн руб. (такова общая стоимость всего проекта) - муниципалитет никак не устраивала, и пермская компания пошла заказчику навстречу, выступив тем самым в роли инвестора.
«Пермэнергосбыт» взял на себя и гарантийные обязательства: 1 год - на работу всей системы, 5 лет - на осветительные приборы. На протяжении всего срока службы освещения микрорайона «Пермэнергосбыт» готов оказывать сервисное обслуживание. Всего система освещения в Нагорном, по оценкам разработчиков проекта, должна прослужить без серьёзных сбоев в работе минимум 10 лет.
Эксперты отмечают высокую скорость и качество реализации проекта. В ОАО «Пермэнергосбыт» признают, что это один из первых комплексных и масштабных проектов по модернизации систем уличного освещения в Пермском крае.
Комментарий представителей реализующей проект стороны
Марк Старжинский, зам. генерального директора ОАО «Пермэнергосбыт»:
«Проектов такого масштаба у нас в Пермском крае ещё не было. За его реализацией внимательно следили власти разных муниципальных образований региона, из других территорий приходили запросы в муниципалитет Кунгура с просьбой оценить нашу работу. Сейчас нами прорабатываются проекты реконструкции освещения ещё в трёх городах, причём речь идёт не об отдельных районах, а уже обо всём городе. Проект в Кунгуре - новая ступень в развитии нашей компании. Однако мы по-прежнему будем работать и с другими нашими клиентами. Освещение промышленных предприятий, офисных помещений, организаций, больниц, школ - всем этим мы продолжим заниматься, постоянно предлагая новые, более надёжные и экономичные технологии.»
Заместитель генерального директора ГК Развитие Чернышев Алексей Михайлович
«Проект реализовывался в жестких условиях уральской зимы, но даже в таких условиях светильники ITL оправдали свою надежность и неприхотливость в эксплуатации. Дальнейшие планы руководства Кунгура по внедрению индукционного уличного освещения подтверждают успешность проекта. Социальную значимость подкрепляет статистика: сократилось количество ДТП в микрорайоне в темное время суток.»
Подготовлено с использованием материалов http://itl-light.ru, http://energos.perm.ru
Проект замена уличного освещения города Оса
В Осе приступили к обновлению системы уличного освещения. Размер вложений в проект акционерным обществом «Пермэнергосбыт» составит 14,5 млн. рублей.
Работы включают замену светильников с традиционными лампами накаливания на современные LED-приборы, которые способны не только улучшить комфорт и электробезопасность жителей прикамского городка, но и сократить энергопотребление.
Со слов главы г. Осы, Андрея Щурина, в системе уличного освещения города заменят 1036 фонарей и установят 5 единиц электрооборудования управления автоматики.
В администрации рассчитывают получить 66% экономии электрической энергии. Такую энергоэффективность обеспечат технологические инновации. Если энергопотребление светильника старой модификации составляет в среднем 250-400 кВт в час, то светодиодному аналогу энергии требуется меньше в 3 раза. Свою лепту в экономию бюджетных средств внесет «умная» система управления светом, автоматически выбирающая необходимый режим зависимо от времени суток и сезона. Система определяет положение населенного пункта и рассчитывает, в соответствии с местонахождением территории, продолжительность светового дня. На основании этих данных ведется управление освещением с наиболее оптимальным использованием энергозатрат на протяжении суток.
Реконструкция уличного освещения в г. Оса с применением современных технологий - не единственный опыт «Пермэнергосбыта». Аналогичную работу энергетики недавно провели в Кунгуре, модернизировав освещение в 3-х его микрорайонах. Электромонтажные работы включали замену 1,5 тыс. светильников, установку 90 опор, прокладку 60 км электрокабеля.
Внедрение энергосберегающего оборудования в Прикамье проходит в рамках региональной программы по энергосбережению и энергоэффективности, рассчитанной до 2020 г.
Проекты повышения энергоэффективности в жилищном секторе города Перми
В многоквартирных домах существующей застройки опыт мероприятий, направленных на учет и сокращение потребления ресурсов, в основном сводится к установке приборов учета потребления тепловой энергии и воды. Как правило, это происходит по инициативе:
– отдельных собственников квартир (установка приборов в квартирах с целью уменьшить размер платежей домохозяйства за коммунальные услуги путем перехода от оплаты по нормативу к оплате по потреблению);
– товариществ собственников жилья и, значительно реже, управляющих организаций (установка домовых приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды и регулирования потребления тепловой энергии).
Ниже приведено краткое описание типичных проектов установки приборов учета в многоквартирном доме, реализованных в ТСЖ г. Перми.
ТСЖ - «Серединная, 3» (дом кирпичный, 5 этажей, 2 подъезда, 51 квартира, 1975 года постройки.)
Установка электронных счетчиков на тепло и воду, а также двухтарифных счетчиков электроэнергии в помещениях общего пользования.
Сейчас за ресурсы дом платит на 200 тыс. руб. меньше. Экономия по оплате горячей воды в год составила 50%, или 450-500 куб.м (до 18 тысяч рублей в месяц или 216 тыс.руб. в год).
Собственники ощутили значительное уменьшение платежей за ресурсы, и у них возникает желание больше экономить. В планах ТСЖ – установить датчики для регулирования теплопотребления в зависимости от температуры воздуха на улице. Новое решение будет экономить расходы по оплате тепла за год еще на 120 тысяч рублей.
По словам членов правления ТСЖ, после установки счетчиков и появления экономии изменилось и отношение жильцов к ресурсопотреблению - заметно снизилось общее потребление электроэнергии, а вместе с этим и сумма платежей; после установки в некоторых квартирах индивидуальных учетов приборов горячей и холодной воды жильцы следят за расходом, не допускают утечек через сантехнические приборы.
ТСЖ «Лесной» (дом сдан в 2002 году, панельный, 10 этажей, 300 квартир)
Измерительный комплекс в доме уже был, но он оказался некачественным. Заменили этот счетчик на электронный, который впоследствии может быть выведен в систему автоматического регулирования. Его замена обошлась товариществу в 210 тыс. руб. Но последующие точные показания вполне оправдали эти расходы. Только за год экономия составила 300 тыс. руб. Характерно, что эти деньги товарищество решило направить на устройство детской площадки во дворе дома.
Результаты энергосберегающих мероприятий налицо: по отоплению нормативное потребление составляет 0,0205 Гкал/кв.м, а фактическое – 0,0111 Гкал /кв.м; по горячей воде норматив 0,213 Гкал/1 чел., а фактическое потребление 0,175 Гкал/1 чел.; по холодной воде – норматив 250 л/1 чел. в сутки, а фактическое потребление 105 л/1 чел. в сутки.
Кроме работ по реконструкции труб, были проведены работы по замене входных дверей в подъездах и ремонту остекления.
ЖСК-1. Два 5-этажных кирпичных дома, 1963 год. В каждом по 60 квартир.
Что было сделано?
Реконструкция системы отопления и ГВС с внедрением системы автоматического регулирования.
Установка в домах ИТП, подключенных по зависимой схеме отопления с подмешивающими насосами, установка пластинчатых теплообменников ГВС с автоматическим регулированием подачи теплоносителя.
Ожидалось, что в результате мероприятий потребление тепловой энергии снизится на 15-20%. Однако после внедрения всего объема мероприятия экономия ресурсопотребления составила 50%!
При нормативах потребления КУ, действующих в городе для домов такого типа: по отоплению - 0,0205 Гкал на кв.м (круглогодично) и на подогрев воды ГВС - 0,213 Гкал на человека в месяц., фактическое потребление ресурсов в ТСЖ составило: по отоплению - 0,01 Гкал кв.м, а по ГВС - 0,200 Гкал/человека в месяц.
Даже с учетом того, что новый узел с его энергоемкостью повысил расход электроэнергии в доме на 10-15%, а также 24 тыс. рублей в год составляют теперь затраты на привлечение специализированной обслуживающей организации, расходы на его работу вполне компенсируется общей экономией.
Средняя экономия в год составляет по двум домам ТСЖ 400-500 Гкал или 200000 - 300000 рублей.
ТСЖ «Снайперов, 3» (17 этажей)
В доме установлен индивидуальный тепловой пункт с двухуровневой системой подачи воды.
Экономия тепла в модернизированном пункте составила 40% от проектных расчетов, и в целом составила 400 тыс. руб. в год.
При нормативных значениях потребления: воды – 250 л / чел. в сутки, фактическое потребление составляет 60-80 л /чел.в сутки, при нормативном платеже за тепло 19,7 руб. /кв.м в мес., фактическая средняя оплата в отопительный сезон составляет 8,7 руб./кв.м.
Материалы подготовлены с использованием http://journal.esco.co.ua/
ПРОЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ В СЕТЯХ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ГОРОДА СОЛИКАМСКА
Состояние системы наружного освещения г. Соликамска в настоящее время требует проведения мероприятий по модернизации и развитию сетей наружного освещения. Основное оборудование сетей наружного освещения находится в эксплуатации с 1969 года, поэтому частично не соответствует технологическим и функциональным требованиям. Большое количество улиц, проездов, внутриквартальных территорий города Соликамска имеют недостаточное наружное освещение.
Ремонты и техническое обслуживание проводимое в 2008, 2009 годах обеспечивают поддержание заданных режимов работы оборудования, но не обеспечивают бесперебойности и надежности работы системы наружного освещения в городе.
Важную роль в благоустройстве города играет модернизация сетей наружного освещения, в том числе перевод всей сети освещения на современное оборудование (АУСНО), позволяющее осуществлять постоянный централизованный автоматический контроль и управление всей сетью городского освещения в соответствии с заданным годовым планом графиком; организацию дистанционного учета потребленной электроэнергии, автономное выполнение годового графика включения/отключения уличного освещения с организацией ночного режима освещения; охранную сигнализацию оборудования и линий уличного освещения.
Таким образом, внедрение АСУНО позволит:
сократить затраты на снятие показаний с приборов учета потребления электрической энергии;
даст возможность контролировать уровень освещенности;
сократить время ликвидации аварий в сетях наружного освещения;
снизить непроизводительные потери электроэнергии;
осуществить реальную оценку расхода электроэнергии;
снизить расходы на электрическую энергию за счет: введения экономичного «ночного» режима освещения (организация выборочного горения фаз в ночном режиме); установки пускорегулирующего устройства ЭПРАН 150 Вт; применения светильников нового поколения с улучшенными энергосберегающими и светотехническими характеристиками (светильники ЖКУ, лампы ДНАТ (дуговая натриевая трубчатая лампа высокого давления); применения самонесущего изолированного провода (СИП);
повысить ресурс ламп за счет режима бережного управления включения.
Программой предусматривается комплексное решение вопросов, направленных на внедрение нового поколения светотехнического оборудования, установка светильников нового поколения с улучшенными энергосберегающими и светотехническими характеристиками.
Для размещения светотехнической аппаратуры предлагается применять самонесущий изолированный провод (СИП), двухтарифные счетчики, светильники ЖКУ (консольный уличный светильник с лампами ДНаТ /дуговая натриевая трубчатая лампа высокого давления).
Использование прогрессивных материалов и технологий позволит значительно снизить затраты на эксплуатацию, повысить надежность и качество работы сетей наружного освещения.
Внедрение автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО) позволит сократить затраты на снятие показаний с приборов учета потребления электроэнергии, так как показания приборов будут выведены на монитор в диспетчерском пункте, что даст ощутимый экономический эффект.
Данная программа разработана во исполнение программы социально-экономического развития Соликамского городского округа на 2008-2012 гг. (подпрограмма «Совершенствование городского хозяйство»), с целью создания комфортной городской среды, обеспечения перспективы развития города.
Основная цель: модернизация и развитие наружного освещения Соликамского городского округа, снижение потерь электрической энергии.
Для достижения целей необходимо решение следующих задач:
1. внедрение автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО) с устройством центрального диспетчерского пункта и мобильного диспетчерского пункта.
2. применение поэтапной замены световых приборов, имеющих сверхнормативный срок службы.
Система мероприятий ведомственной целевой программы
Задача N 1 Внедрение автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО) с устройством центрального диспетчерского пункта и мобильного диспетчерского пункта
Устройство центрального диспетчерского пункта и мобильного диспетчерского пункта
Внедрение автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО)
Задача N 2 Снижение потерь электрической энергии
Установка пускорегулирующего аппарата ЭПРАН-150
Установка пускорегулирующего аппарата ЭПРАН-250
Замена светильников РКУ и ЖКУ-250 на ЖКУ-150, с заменой ламп
Паспорт целевой программы «Энергосбережение, модернизация и развитие сетей наружного освещения Соликамского городского округа»
Управление многоквартирными жилыми домами города Перми
Управление многоквартирным жилым домом - это согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
С 1 января 2007 года каждый многоквартирный дом в России обслуживается в соответствии с выбранной формой управления.
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает три возможных способа управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Решение о способе управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников жилых помещений дома (решение может быть изменено в любое время, также на общем собрании). Собрание считается состоявшимся, если на нем присутствовало 50% и более от числа всех собственников помещений дома. Решение принимается исходя из большинства проголосовавших и является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом, независимо от выбранного собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в чью компетенцию входит принятие решений по наиболее важным вопросам, касающимся содержания и пользования общим имуществом в многоквартирном доме.
На данный момент в городе сложилась устойчивая система управления многоквартирными домами. Сейчас стоит задача повышения ее эффективности, прозрачности, ориентации на потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В данной сфере деятельность администрации города сосредоточена на следующих направлениях, формах и методах работы:
- обеспечение контроля деятельности управляющих многоквартирными домами организаций путем проведения проверок исполнения договоров управления в соответствии с Порядком, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.01.2014г. №12, и осуществления муниципального жилищного контроля. Важно продолжить наработанную практику взаимодействия с прокуратурой города и инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края по обеспечению прав и интересов граждан. В помощь собственникам жилья предстоит внедрить в полном объеме комплексный общественный мониторинг деятельности управляющих организаций.
- повышение уровня «жилищного» просвещения собственников помещений многоквартирных домов, перенос центра работы с собственниками помещений непосредственно в микрорайоны города. В прошлом году были созданы информационно-консультационные пункты на базе общественных центров и ТОС, начато системное обучение советов многоквартирных домов практике взаимодействия с управляющими организациями и контроля исполнения своих обязательств. Предстоит реализовать пилотные проекты по разрешению конфликтов между управляющими организациями и жителями с привлечением Союза медиаторов города.
В разрезе повышения открытости и прозрачности деятельности управляющих организаций необходимо обеспечить исполнение требований постановлений Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 и от 28 декабря 2012 г. № 1468 о стандартах раскрытия информации управляющими организациями и ведению электронных паспортов домов.
Актуальный вопрос - создание муниципальной управляющей компании по обеспечению содержания экономически не рентабельных и находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии домов, вследствие чего, не выбравших и/или не реализовавших способ управления на базе МУЖЭП «Моторостроитель». Важно организационные, правовые и финансово-экономические аспекты ее деятельности разработать и реализовать до начала отопительного периода 2014-2015гг.
Приложения к проекту:
Информация о многоквартирных домах города Перми
Информация об управляющих компаниях города Перми
Информация о ТСЖ(ЖСК) города Перми
Разработка демонстрационного образца энергосистемы для получения электроэнергии и тепла из биотоплива на основе ЭУ на ТОТЭ и серийное производство ЭУ
Цель проекта - создание опытно-промышленного производства энергоустановок на биотопливе.
Объем инвестиций - 18 000,00 тыс.руб.
Место реализации проекта – г.Пермь
Анализ проблем и путей решения проекта
В условиях истощения природных запасов топлива и роста энерготарифов одно из перспективных направлений развития энергетики – производство биотоплива. На территории Пермского края образовалась неплохая экспериментальная площадка для внедрения инноваций в сфере автономных источников энергии на основе биоресурсов.
Российская Федерация сегодня находится в стадии реализации ФЦП «Создание производств по получению биотоплива». В ней задействовано более десятка крупнейших заводов биохимической отрасли разного профиля.
В Прикамье существует значительный научный, кадровый потенциал и производственная база для развития этого направления, но, к сожалению, используется он не в полной мере. К примеру, в Бардымском районе Пермского края объединением «Пермь-рапс» ежегодно засеивается рапсом порядка 3 Га, однако переработка производится в соседнем регионе – Республике Башкортостан.
Пермский научно-исследовательский институт «Лигнокор», в рамках сотрудничества с краевым агропромышленным Департаментом более пяти лет занимается переработкой (биоконверсией) органических отходов. Сегодня в регионе действует широкая сеть птицефабрик и перерабатывающих животноводческих ферм, в результате этой деятельности образуются органические отходы. Они, как правило, либо сжигаются, либо концентрируются на полигонах, что, несомненно, представляет серьезную угрозу загрязнения экологической среды. Многолетние изыскания и их успешная опытная апробация на агропредприятиях убедили нас в перспективности развития такого направления получения альтернативного топлива, как биогаз.
Общие тенденции развития направления
Биогазовые энергетические установки для получения электрической энергии – не российское ноу-хау. Впервые они были разработаны зарубежом. Сегодня такие генераторы мощностью до 1 МВт эксплуатируются в частном и промышленном секторах, и даже на международных космических станциях.
На сегодняшний день существуют различные варианты конструкций ТОТЭ с различными значениями КПД, которые в качестве топлива используют углеводороды – природный газ, метан, а также легколетучие эфиры (диэтиленовый эфир) и водород.
Среди биохимических технологий переработки жидких органических отходов наиболее широкое применение во многих странах мира получила технология анаэробного (в отсутствии атмосферного кислорода) разложения органического сырья с получением биогаза, состоящего на 55–60 процентов из метана. Этот биогаз может, в том числе, использоваться для получения механической и/или электрической энергии. Что и навело нас на мысль о создании биогазового генератора.
Новизна проекта
Уникальность и новизна «Пермской» демонстрационной установки в том, что она сопряжена с действием двух механизмов: биогазовой установки и установки твердотопливных элементов (ТОТЭ). Локальные энергетические установки с расчетным объемом биореактора 3,2 м3 и мощностью 350 кВт предназначаются для применения в качестве вспомогательных или резервных источников электроэнергии там, где есть органическое освещение и отопление.
Краткое описание проекта:
Суть проекта заключается в изготовлении и демонстрационных испытаниях энергосистемы, работающей на основе комплексной переработки отходов сельскохозяйственного производства для получения электроэнергии и тепла. В основе работы биогенератора – двухстадийная технология: получение биогаза и последующее его использование в качестве топлива для прямой химической реакции на твердооксидных топливных элементах (ТОТЭ).
Топливные элементы позволяют осуществлять прямое преобразование химической энергии топлива в электрическую энергию с более высоким коэффициентом полезного действия и с меньшими экологическими последствиями, чем традиционные энергетические установки.
Реализуют проект ООО «Межрегиональный центр химических и биологических технологий» и НП «Неорганические материалы» в партнерстве с Российским федеральным ядерным центром (РФЯЦ-ВНИИТФ, г. Снежинск). Последний отвечает за часть энергосистемы, включающую ТОТЭ, которая наиболее трудоемка: технология достаточно новая, отсутствует развитая техническая база производства ТОТЭ и устройств на их основе.
Немаловажно, что Российский ядерный центр - одно из немногих предприятий в России, которое вплотную подошло к коммерциализации своих разработок в области ТОТЭ. Производственно-технологическая база Центра обладает необходимыми производственными помещениями, оборудованием и квалифицированными кадрами для опытного и промышленного изготовления энергоустановок (ЭУ) на ТОТЭ, но поскольку пока проект находится на этапе лабораторных испытаний, возможно производство лишь небольших партий.
В целях снижения себестоимости продукции, работы, не требующие специальных технологий, выполняются контрагенты. Это ряд уральских машиностроительных заводов (г. Екатеринбург, г. Челябинск, г. Касли, г. Кыштым). Сборка ЭУ на ТОТЭ будет производить основной заказчик – ООО «Уралтрансгаз» (г. Екатеринбург).
Характеристика работы:
Локальные энергетические установки с расчетным объемом биореактора 3,2 м3 и мощностью 350 кВт предназначаются для применения в качестве вспомогательных или резервных источников электроэнергии там, где есть органическое освещение и отопление.
Из 1 м3 биогаза можно выработать 2–3 кВт электроэнергии.
Привлекательность внедрения
Привлекательность внедрения таких энергоустановок состоит, помимо всего прочего, в том, что они могут использоваться как в виде самостоятельного источника электрической энергии и тепла, так и в составе комбинированных (гибридных) энергоустановок совместно с системами ЭЭУ (электрохимические энергетические установки) на базе ДВС (двигатель внутреннего сгорания), ГТУ (газо-турбинная установка) и тому подобное. Применение генераторов на основе ТОТЭ наиболее эффективно в качестве автономных энергоблоков малой мощности.
Реализация проекта:
В настоящее время разрабатывается опытный образец энергоустановки на твердооксидных топливных элементах для стационарного применения (биогазового генератора).
На сегодняшний день изготовлен эскиз проекта, разработана документация на изготовление реактора и проведение демонстрационных испытаний.
Перспективы проекта
Оценивая перспективы этого проекта, можно сказать, что в последние два десятилетия все большее внимание в мире уделяется созданию подобных энергетических установок. Это связано с тем, что топливные элементы, которые используются в биогазовом генераторе, позволяют осуществлять прямое преобразование химической энергии топлива непосредственно в электрическую энергию с более высоким КПД и меньшими экологическими последствиями
Срок окупаемости проекта - 1 год
Внутренняя норма доходности, % - 17
|