"Горячая" линия 8 800 300 4435

Полезный совет

  Уезжая на долгое время, отключите из розеток все электроприборы
  Будьте в курсе современных тенденций технологий отопления
  Грязные окна препятствуют попаданию в дом естественного света
  Не используйте осветительные приборы, когда достаточно естественного освещения
  Системы автоматического управления освещением упрощают процесс экономии электроэнергии
  Пылесос с заполненным только на треть мешком для сбора пыли, начинает расходовать на 40% больше энергии
  Комбинированное освещение в квартире обеспечивает комфорт и экономию энергии.
  Морозильная камера для нормальной работы нуждается в периодической разморозке
  В доме, оборудованном современными стеклопакетами, будет теплее на 4-5 С°
  Предварительный разогрев духовки не всегда обязателен – внимательно читайте рецепты
  Энергосберегающая лампа мощностью 20 Вт заменяет лампу накаливания мощностью 100 Вт
  При покупке бытовой техники, внимательно изучите этикетку энергоэффективности
  Уходя, гасите свет!
  При выборе энергосберегающих ламп учитывайте, что значение их цветовой температуры влияет на оттенок освещения
  Управляйте освещением в квартире с помощью энергосберегающих светорегуляторов

Органы государственной власти



Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Пермского края на 2010 - 2015 годы» (далее – Программа) является базовым системным документом, определяющим цели и задачи государственной политики в Пермском крае по энергосбережению и энергетической эффективности на период с 2010 - 2015 годы, пути и средства их достижения, выявленные на основе анализа проблем в сфере энергосбережения в Пермском крае.

Правовыми основаниями для разработки Программы являются:

  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-261);
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-Р;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
  • Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
  • Постановление Правительства РФ от 1 июня 2010 г. № 391 “О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования”;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
  • Постановление Правительства края от 11.02.2009 № 63-п «О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ».

Программа содержит комплекс организационных, экономических, технических и иных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации, направленным на решение задач энергосбережения.

Программа является основой для проведения согласованной региональной энергетической, экономической и инновационной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Механизм реализации Программы предполагает осуществление мониторинга, ежегодный анализ полученных результатов и корректировку действий с учетом изменения социально-экономических условий.

Реализация программы обеспечит повышение качества жизни населения и снижение энергоемкости производимой в Пермском крае продукции на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и создания условий для повышения энергетической эффективности региональной экономики, бюджетной и жилищной сфер.



Структура управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в Пермском крае, является составной частью федеральной структуры управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности.

В структуре управления Правительство Пермского края формирует политику и осуществляет итоговый контроль за осуществлением мероприятий в области энергетической эффективности и энергосбережения. Правительство Пермского края взаимодействует с Законодательным Собранием Пермского края в целях выработки решений, разработки и принятия законодательных актов, необходимых для проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Пермского края.

Комиссия по энергосбережению и ресурсосбережению в Пермском крае на территории Пермского края, в пределах своей компетенции запрашивает материалы и информацию у исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, хозяйствующих субъектов Пермского края, а также направляет им рекомендации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В целях координации и согласованного проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Пермского края с федеральной политикой Правительство Пермского края и Комиссия взаимодействуют с Министерством энергетики РФ, Министерством регионального развития РФ, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральным государственным учреждением «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики РФ.



На краевом уровне определяется лимит ассигнований из краевого бюджета для реализации Программы на соответствующий финансовый год.

Ежегодный объем ассигнований из краевого бюджета подлежит уточнению при разработке закона Пермского края об краевом бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края:

  • готовят заявки на включение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Программу за счет средств краевого бюджета на соответствующий финансовый год и направляют их в Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края не позднее чем за три месяца до начала нового финансового года;
  • определяют объем средств из местного бюджета, выделяемых на реализацию Программы на соответствующий финансовый год.

Реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять через выполнение конкретных мероприятий следующими основными исполнителями:

  • исполнительными органами государственной власти Пермского края;
  • органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края (по согласованию);
  • организациями с участием государства и муниципальных образований Пермского края (по согласованию);
  • энергосервисными компаниями и иными исполнителями мероприятий Программы, выбираемыми в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • организациями, реализующими мероприятия Программы и не получающими денежных средств из краевого бюджета (по согласованию).


Ответственным исполнителем Программы является Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края (далее - ответственный исполнитель Программы), которое в рамках своей компетенции:

  • осуществляет общее руководство и контроль за реализацией Программы;
  • несет ответственность за достижение поставленных целей и задач путем реализации Программы, обеспечение целевых показателей;
  • разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
  • осуществляет оперативное управление Программой и координацию исполнения государственными заказчиками конкретных мероприятий Программы;
  • обеспечивает реализацию Программы в соответствии с перечнем программных мероприятий и в пределах средств, предусмотренных законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период, а также в соответствии с заключенными контрактами (договорами, соглашениями) с участниками Программы;
  • выявляет отклонения фактических результатов от плановых, устанавливает причины отклонений и определяет меры по их устранению;
  • готовит информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.

Ответственный исполнитель осуществляет систематический контроль за исполнением Программы на основании анализа отчетов заказчиков Программы и по итогам представленной информации готовит предложения (в случае необходимости) по корректировке Программы и действиям, которые необходимо совершить отраслевым и территориальным органам исполнительной власти края в целях эффективной реализации Программы, а также составляет сводный отчет о ходе исполнения Программы.

Коллегиальным межведомственным органом управления Программой является «Комиссия по энергоэффективности и ресурсосбережению в Пермском крае», ответственная за принятие решений по выполнению Программы, требующих координации взаимодействия отраслевых и территориальных органов исполнительной власти Пермского края. В целях выполнения вышеуказанных функций, Комиссия по энергосбережению проводит заседания не реже 1 раза в месяц. В состав Комиссии по энергосбережению включены представители отраслевых и территориальных органов исполнительной власти Пермского края, а так же ресурсоснабжающих организаций города.

Комиссию по энергосбережению рассматривает Сводный отчет и принимает решение о необходимости внесения изменений в Программу и выполнения отраслевыми и территориальными органами исполнительной власти края определенных действий по реализации Программы. Утвержденные Комиссией по энергосбережению решения о корректировке Программы направляются в Правительство Пермского края для внесения изменений в Программу.

Исполнителями Программы являются Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, другие уполномоченные исполнительные органы государственной власти Пермского края – главные распорядители бюджетных средств, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

Исполнители Программы:

  • обеспечивают постоянный мониторинг выполнения мероприятий Программы (в том числе целевых показателей и индикаторов), с учетом оптимального распределения функций и обязанностей между всеми участниками Программы, а также применения современных информационных технологий;
  • готовят и направляют ответственному исполнителю Программы ежеквартальные и годовые отчеты об исполнении Программы в соответствии с требованиями Регламента реализации долгосрочных целевых программ, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2010 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ",

Участниками Программы являются:

  • привлекаемые к реализации программных мероприятий органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края,
  • краевые и муниципальные бюджетные учреждения и организации,
  • члены саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, осуществляющие добровольные и обязательные энергетические обследования,
  • общественные организации и ассоциации,
  • научные центры и высшие учебные заведения,
  • энергосервисные компании,
  • ресурсоснабжающие организации,
  • собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах, подключенных к центральным системам снабжения энергетическим ресурсами,
  • хозяйствующие субъекты различных форм собственности в соответствии с действующим законодательством,
  • организации, выбираемые в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • иные организации, внедряющие механизмы, предусмотренные Программой и не получающие денежных средств из бюджета Пермского края, предусмотренных для финансирования Программы.

Механизм реализации Программы:

Реализация осуществляется через выполнение конкретных мероприятий и внедрение рыночных механизмов развития энергосбережения, предусмотренных Программой на основе:

  • государственных контрактов, заключаемых исполнителями Программы с участниками отдельных мероприятий,
  • государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности органами государственной власти Пермского края, в соответствии с бюджетной росписью;
  • предоставления субсидий участникам Программы в порядке, установленном Правительством Пермского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края;
  • привлечения заемных средств в качестве внебюджетных источников финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • привлечения средств энергосервисной компании в качестве внебюджетных источников финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • лизинговых схем привлечения внебюджетных источников финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.




Реализация осуществляется через привлечение внешних источников финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности:

  • государственная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года.

В целях привлечения организаций, внедряющих механизмы развития энергосбережения, предусмотренные Программой и не получающие денежных средств из бюджета Пермского края, предусмотренных для финансирования Программы, Правительство Пермского края выступает гарантом перед кредитными, иными организациями, предоставляющими заемные средства таким организациям.

Финансовый контроль использования средств бюджета Пермского края, направленных на реализацию Программы, осуществляется контролирующими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Итоговый контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Пермского края.

В целях реализации условий предоставления бюджетных средств исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо предусмотреть меры государственного содействия при проведении энергетических обследований в бюджетных учреждениям краевого и муниципального уровня, жилых зданий на территории муниципальных образований Пермского края, заключающимися:

1. В проведении административно- контрольных мероприятий уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края:

  • в научно-методическом сопровождении деятельности членов саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и заключения энергосервисных контрактов;
  • в проведении семинаров, разъяснительной работы для органов местного самоуправления, ТСЖ, управляющих компаний по вопросам организации и содействия проведению энергетических обследований жилых зданий на территории муниципального образования.

2. Оказания содействия в проведение обследований объектов краевых и муниципальных учреждений, жилищного фонда, находящихся в муниципальной собственности, органам местного самоуправления предусмотреть:

  • в муниципальных программах энергосбережения норму о субсидировании затрат на проведение указанных обследований.
  • обеспечение открытости и доступности для населения данных о потреблении энергоресурсов, об экономии и финансовых результатах по объектам жилого фонда.

3. Переход на оплату коммунальных услуг населением на основе показаний приборов учёта потребления коммунальных услуг в жилых домах. В число таких мероприятий входит:

  • обеспечение информационного сопровождения проекта;
  • разработка нормативно-правовых актов, стимулирующих реализацию энергосберегающих мероприятий, установку приборов учета энергоресурсов, своевременную и полную оплату потребления энергоресурсов;
  • реализация краевой и муниципальной финансовой поддержки в виде предоставления субсидии на установку приборов учета тепловой энергии и воды;
  • установка и введение в эксплуатацию приборов учета и систем регулирования потребляемых энергоресурсов;
  • создание автоматизированной системы контроля учета и управления ресурсами (АСКУУР);
  • проведение мониторинга выполнения программы, а также уровня энергосбережения и энергоэффективности.

4. Определение типовых решений и рекомендаций по оснащению энергоэффективными осветительными приборами (световыми устройствами), включая технологические, экономические, юридические, организационные, мотивационные (поведенческие) и другие составляющие;

5. Методическую и информационную поддержку процесса перехода на энергоэффективные осветительные приборы (световые устройства);

6. Содействие развитию конкурентного рынка энергоэффективных осветительных приборов (световых устройств), включая такие элементы, как наличие и разнообразие оборудования и комплектующих, сфера услуг по установке и обслуживанию приборов, развитие рынка энергосервисной деятельности, развитие рынка услуг по утилизации осветительных приборов и т.д. Создание рабочих мест в малом бизнесе;

7. Стимулирование привлечения частных инвестиций для выполнения работ по переходу на энергоэффективные осветительные приборы (световые устройства) на территории Пермского края;

8. Тиражирование типовых решений и рекомендаций по оснащению энергоэффективными осветительными приборами (световыми устройствами) и повышению энергоэффективности, апробированных на "пилотных" объектах, в т.ч. на объектах Пермского края.

Реализация Программы осуществляется за счет следующих финансовых источников:

  • бюджета Пермского края,
  • федерального бюджета,
  • местных бюджетов муниципальных образований Пермского края,
  • внебюджетных источников: средств хозяйствующих субъектов, направляемых на реализацию проектов энергосбережения, кредитных ресурсов, привлекаемых на мероприятия Программы под гарантии Пермского края.

Финансовые источники реализации программы



Источник Всего, млн. руб. в том числе по годам
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Краевой бюджет 470,0 10,0 150,0 100,0 100,0 60,0 50,0
Местный бюджет 444,5 75,0 121,0 118,5 70,0 40,0 20,0
Внебюджетные источники 32791,0 0 6039,0 5256,0 7153,0 7384,0 6959,0
Итого 33705,5 85,0 6235,0 5399,0 7253,0 7444,0 7009,0


Для софинансирования проектов Программы могут быть привлечены средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках национальных приоритетных проектов на приведение в нормативное состояние объектов социальной сферы, других федеральных целевых программ, содержащих мероприятия по энерэффективности краевых объектов, а также средства внебюджетных источников. В указанных случаях привлечение дополнительных средств предполагает наличие соответствующих соглашений, после чего эти расходы будут учтены в ежегодно утверждаемых объемах финансирования мероприятий Программы.

Для участия органов местного самоуправления в софинансировании мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов предполагается разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия софинансирования мероприятий за счет краевого бюджета.